Диаметр 70 мм, высота, как видите маловата (ок 25-30). Выдержал около 400 оттисков. Давления не знаю, там есть малый и большой насос. Малый набирает начальное, потом подключается "основняк", и работает большой манометр. Так вот, он на 400 ед. Я за 25 лет работы на нем более чем на 55 не применял (не выдерживали заготовки, рвались и приходилось начинать сначала). Для данного штампа давление изделий не превышало 15 ед. Он конечно на первой сотне слегка "провалился"(т.е. "сел"). Но нас это не пугает, работаем дальше, и ССе. Потому что обсечные штампы делать нет смысла, они эффективны от 2000 шт и более. У нас за заказ 100-250 (максимум 1000), выпилить лобзиком и чище и быстрее (1000 за дня три , что китайцы наловчились). К тому же мы все сейчас "бухтируем", так красивше, и опять же эффективнейшая защита от плагиата В общем, чтоб он стал вечным (т.е. простоял лет до 10) нужно было матрицу точить диам. 90-120 мм, при высоте 100-120 мм. Но замораживать ок.20 кг стали не хочется (не тот заказчик), да и калить в 50 л пластмассовой бочке такую массу можно, но тяжеловато будет Да еще немаловажная деталь: давим сильно, но "щадяще", у нас ведь "глухого удара" не бывает, зато есть свой прибамбас, на выставках пишем: "с применением индивидуальных пластичных пуансонов" (а что это-пусть поймет тот кто чеканил, "ноу-хау", досталось от отца )
забыл спросить про площадь гравировки на штампе... ну да ладно... а высота, действительно, маловата - я просил делать мне заготовки с высотой чуть большей, чем диаметр. Ну и иногда на "паровозе", иногда ручным стотонником делали гораздо больше 1000... проседал ощутимо, но терпимо ...
Площадь гравировки для нас средняя (примерно 50 на 50 мм). Когда было полноценное чеканочное производство, размеры матриц под 100-200 тонные дугостаторные пресса составляли 100-150 мм, высота классически - на 10-15% больше диаметра. При таких условиях одна матрица выдерживала от 10 до 50 тыс.ударов (но учтите, что мы тогда работали только на мягких марках алюминия). При производительности дугостаторного пресса (впрочем как и кривошипа) до 8 тыс.ударов в смену (8 час) - можно прикинуть, что более недели штамп никак не держался (а план наш был до 250тыс. в месяц , это перед перестройкой)
Ну да ладно, вот классический пример микротрещины, которая была в заготовке до калки. Как видим во время закаливания вода проникла в тело металла (темное пятно). Естественно, при штамповке на первой же заготовке матрица лопнула, т.к. ядро напряжений сместилось от центра (видно на сколе)
Я Вас прошу, не тешьте себя надеждами, изготовить достаточно качественную матрицу или мастер-пуансон в технологии хотя бы 19-го века, но современными прибамбасами невозможно. Хотя бы потому, что резать и рубить, и чеканить штампы нужно ВРУЧНУЮ. Далее, они обязательно без четкой геометрии, в этом их прелесть и индивидуальность. Именно поэтому тот кто хранит мастер-пуансоны или хотя бы матрицы- может быть уверен, что докажет в суде или после экспертизы какие изделия с "родной", а какие с "троюродной" мамы... Потом обязательно совмещение аверса и реверса при чеканке, обязательна безоблойная чеканка (т.е. в обойме с выпрессовкой). Очень трудно избежать перекосов, чтоб Ваше изделие поставить на ребро и оно хотя бы для начала не завалилось на бок. Копировать же старую ручную работу пантографами или сканерами бесперспективно... Послушайте серьезных нумизматов: они знают все "выпуски" (тиражи) каждого изделия и отличия их по отдельным рисочкам. Думаю Вам эту тему не поднять. да и хорошо это...
а что с моим вопросом по поводу цвета черни? Кто-нибудь ответит? или это не к вам?...
Вот нашел в одной весьма серьезной и редкой книге: " Изготовление серной печени. Взять одну часть порошковой серы, 2 части поташа и подогреть, перемешивая их кусочком проволоки в течение 20-25 минут. Когда этот состав превратится в густую массу с запахом сероводорода, его вываливают на керамическую плитку, дают застыть. затем разбивают на кусочки, ссыпают в пузырек (лучше темно-оранжевого цвета с притертой пробкой) и хранят в сухом месте (от влажного воздуха препарат быстро портится). Предупреждение: пламя в конфорке должно быть небольшим во избежание возгорания серы при подогреве составляющих. Лучше эту операцию производить на электроплитке". " Наведение патины на серебро серной печенью: Это лучшее средство наведения патины на серебре. В блюдце налейте горячей воды, в него поставьте маленький пузырек и налейте в него такой же воды столько, сколько потребуется вам раствора (на несколько медалей это совсем немного). В него опускаете кусочек серной печени и разбалтываете до полного его растворения. От объема серной печени в растворе зависит степень (плотность) почернения (вплоть до сине-сизого оттенка). Далее проволочкой с ватным тампоном обрабатываете обе поверхности и выкладываете изделие на солнечный свет. Для равномерности оттенка не забывайте переворачивать изделие. В зависимости от времени "засвечивания" серебра можно добиться любого оттенка вплоть до совершенно черного. Процесс потемнения идет довольно быстро и им легко управлять" Там есть еще несколько подручных способов, если интересно - нарОю... Мне в свое время приходилось чернить мельхиор и серебро серной печенью, но я брал ее готовую в нашей заводской химлаборатории. Размельчал в воде. нагревал в посуде снизу горелкой пока не закипала, ставил на верстак и сами изделия слегка нагревая 300-400 град. опускал на мгновение пинцетом в раствор. Пока вынимал изделие испаряло воду и покрывалось плотным черным слоем. Потом можно протирать, полировать, крацевать - все только улучшает вид.
Сейчас гальваники давно нет, печень искать лом, беру просто серу в порошке, немного разбалтываю в горячей воде, довожу до кипения и опускаю туда подогретые изделия. После вынимаю и еще раз нагреваю держа пинцетом. Темнеют на глазах по мере нагрева горелкой, процессом легко управлять...
Если Вы имеете в виду оружейную (дагестенскую) чернь (Кубачи, например, серебряное оружие) - то это совсем другое и гораздо сложнее. Это особый легкий сплав, который нелегко "сварить", потом им заливают рельеф (орнамент). Дальше запиливают ("заподлицо") и можно смело полировать - изделие совершенно гладкое, на нем четкий контрастный рисунок, но это т.сказать "биметалл" Батю в свое время посылали в Кубачи по обмену опытом. Пару работ он потом делал, но не прижилось из-за головняка и дороговизны конечного изделия (тогда страшно ценилось, особенно зе бугром), у наших на правильную цену денег не хватало...
Один из старых народных рецептов: В стакан на дно, на 2-3 мм наливаете теплой воды, в нее добавляете 1 каплю мед. йода. В стакан вставляете перевернутое пирамидообразное приспособление из тонкой проволоки: 4 стержня расположенные в виде воронки с загнутыми концами вверху. зацепленными за край стакана. В это приспособление устанавливается очищенная и обезжиренная серебряная медаль так, чтобы она лежала в горизонтальном положении высоко над раствором, опираясь гуртом на четыре расширяющиеся кверху проволоки приспособления. Изделие должно помещаться чуть выше середины емкости (стакана). Он накрывается крышкой, выставляется к свету на подоконник и держится до появления красивой сизоватой матовости (это происходит быстро, зависит от яркости и интенсивности солн.света). Затем медаль извлекается из емкости и кладется на ткань на открытом солнце. Происходит дальнейшее потемнение поверхности, причем очень быстро (с эффектом его "закрепления"). Медаль следует периодически переворачивать для одинакового оттенка на обеих сторонах. Затем промыть с мылом, зачистить мягкой щеточкой - изделие приобретает нужный тон и матовый блеск.
Этот не пробовал, мне хватает серной печени или серы наконец (но с ней лучше возиться в вытяжном шкафу. Но сомнений у меня не вызывает, пары йода действительно "старят" серебро, в чем проблема? Рецепт нашел, повторяю, в книге по нумизматике... а что???
Вопрос был об особом синеватом оттенке на серебре, мне показалось что это именно то. Я предпочитаю, правда, глубокие коричневатые тона и бархатно - черные, но эт мой вкус.
Вот, кстати, еще один, думаю весьма эффективный: " Эта операция выполняется волгоградским отбеливателем "Белизна" (жидкость во флаконах, пахнущая хлоркой). Для этого нужно положить очищенную и промытую медаль в жидкость на одну-две минуты (зависит от требуемой степени потемнения). Чтобы придать выразительность изображению и надписям на медали, нухно зубной пастой (может порошком, прим. мое) протереть ее выступающие детали до нужного тона проявления серебра"
" Эта операция выполняется волгоградским отбеливателем "Белизна"
подтверждаю... использовал в больших количествах... приятный черный цвет дает, с синевой. Для ускорения процедуры можно подогреть, но лучше под вытяжкой...
Boss. Спасибо за ответ. Тоже использую серную печень, а серой дышать не хочется. А если результат не плохой, то почему бы не испытать. Дня через два попробую и доложу.
Я все ж остаюсь пока приверженцем "серных процессов", в свое время серной печенью чернил до 1000 деталей в день (причем каждую в отдельности, получалось быстро и круто, настолько что наш черненый мельхиор уходил быстрее итальянского и польского серебра. Да и дороже . Во были времена в перестройку !!! ). А технология была простая как валенок и улетная по качеству... Сейчас редко пользуюсь, но выглядит примерно так:
Это сразу после чернения, еще бархатистость (матовость) черного, а это уже после протирочки пемзой или резиновым кружком, рельеф высветляется, или крацонуть можно, тогда даже блестит (справа)
Вообще то в гальвановетке асы толковее обьяснят, но мне достаточно отбелить, потом промыть, протереть... Это новые. Старые - зависит от первоначальных покрытий, с этим ямало сталкивался, но думаю примено то же. А в "кухонных" технологиях (описанных выше), достаточно промыть щеточкой в содовом растворе (можно теплом).
Меня тоже старый метод устраивает, не люблю менять отработанные технологии (так немцы учили) Эт уже готовые миниатюрки с чернением (не путать с чернью) и эмалями
А ваще лучше всего промышленная гальваника с толковым спецом, который и ванны откорректирует вовремя и не передержит (недодержит) ине отравится никто... песня! Настоящая чернь (Дагестанская у меня ни разу не получилась, хоть и по Бреполю все делали, видать не все досказано, так бывает) видимо я ненастойчив был, каюсь.
Приветствую Всех! Тема матриц как-то растворилась... Может кто подскажет поэтапное изготовление подобных рельефных штемпелей или поделится литератрой, если таковая имеется. Принимаются любые идеи, кроме словоблудных, типа " ручками ", в любом деле есть метода или технология. Заранее благодарен Всем.