Проблемы и перспективы ювелирного производства под заказ
Последние 3 месяца (о, кризис!) работаю дизайнером прямо в сердце киевского рынка ювелирного кастом-дизайна.
Фирма замечательная: чуть ли не монопольно обслуживает несколько десятков местных ювелиров, выращивая для них восковый «эксклюзив». На cnc-принтерах, которые заправляются нашими дизайнерскими stl-файлами.
Контора эта – ключевой узел рынка заказной ювелирки в городе, но с конечным потребителем практически не работает. Моделирует не мечту, а убогую реальность! На отраслевых выставках позиционирует себя сугубо в производственном секторе.
Что наглядно демонстрирует всю маргинальность и полутеневой характер современного кастом-дизайн рынка.
Так что известно, что это за «эксклюзив». На 95% он держится исключительно на ювелирных каталогах-ежегодниках с именитыми диктаторами сверкающей моды.. Сдалать под заказ – у нас в основном понимают как «содрать с каталога»
Перед сном в плане самообразования пролистываю эти ежегодники, эти «библии» ювелира-дизайнера.
Вот каталог JEWELLERY 2005 Украина... Редактор Елена Веселая открывает его смешной «романтической» редакционной статьей о мародерах-вредителях копировальщиках брендов. О тех самых ворах дизайна, которые преимущественно и покупают эти сборники.
Статья – поэтическая ода торговым маркам, производящим изделия с именем (часто в буквальном вульгарнейшем смысле этого слова), которые, да, нехило стоят, но они же этого и стоят. Поскольку «дают покупателю дополнительную уверенность» в качестве и подлинности приобретаемой драгоценности. Служат индикатором уровня самоуважения. Гарантией высокопробного вкуса. (И всякой другой понтовой липы.... можно ли купить вкус?... Даже переплатив втридорога?).
Заканчивает Елена диалектической цитатой «если вас не копируют, то вы – никто». От мародерского копирования не спастись, и «бог с ним».
Нужно воспитывать потребителя, взращивать в нем Личность, чтобы она ходила в магазины к брендам, а не в подвалы к скупщикам краденных образов. Чтобы носила драгоценности, а не драгоценности носили ее.
По поводу этой красивой заключительной максимы и возник у меня протест.
Разница в стоимости между реально-брендовым украшением и практически неотличимой от него копии с золотом-камнями такого же качества часто достигает n-кратного размера. Возникает вопрос, кто кого носит, и кто кого эксплуатирует в именитых бутиках?
За что переплачивает потребитель? Может, за имя? За карму драгоценности? За чистоту родословной?
Все эти аргументы покажутся мало убедительными, если мы посмотрим на бренды как на "пауков" ювелирного рынка. Откуда берется гигантская маржа? Нигде понятие бренд-ренты не иллюстируется столь наглядно.
Бренд-эксплуатация расцветает пышным цветом всюду, где рынок наводнен дешевой низкопробной продукцией. Эти два полюса подпитывают друг-друга. Потребитель тонет в море неупорядоченного высокорискового предложения и хватается за соломинку бренда. Покупает по-быстрому «гарантию качества и вкуса». Переплачивая в 5 раз - за бирку, за идею.
А что делать?
В этом беспомощном вопросе отражена вся...гм... дремучесть отечественного потребителя ювелирки. Духовная нищета скоробогатых. Представляя очень состоятельные элитарные слои общества, эти покупатели на деле движимы таким же стадными стимулами и кнутами как и массовый городской плебс. Они либо покупают, либо тупо копируют бренды из заученных наизусть каталогов-ежегодников.
И то и другое – одинаково низко. Вот о чем умалчивает Елена Веселая. Недостойно подставлять себя, свою неповторимую личность и драгоценную персональность под бездушный штамп-клеймо индустрии моды. Бренды - с их наглымы глумливыми ярлыками - носить позорно как в оригинальном, так и прототипированном виде. Покупать - пускай даже и очень дорого - но штампованный брендом вкус - это давно уже должно стать моветоном.
И это на фоне того, что копировать, "передирать" бренд ли или же делать уникальное художественное изделие для ювелирной компании, работающего под заказ стоит, не на много дороже. Можно сказать, приблизительно одинаково. Вам только нужно будет накинуть пару сотен художнику-дизайнеру, который конвертирует идею (букет идей) вашего персонального украшения в stl-файл и восковку.
Мы движемся к миру гибкой интерактивной экономики. Конвееры и серийки для конечных продуктов - умрут. Не только врач, психоаналитик или учитель, но и ювелир станут личными, семейными профессиями.
Технический прогресс открывает огромные возможности кастомизации ювелирных украшений. Компьютеризация ювелирного дизайна, постоянное удешевление технологий быстрого прототипирования (Rapid Prototiping) решительно расширяют границы этого до селе очень узкого и элитарного сегмента эксклюзивных изделий. Изысканный ювелирный дизайн становится все доступнее. Художники получают возможности гибко реагировать не только на запросы дня и требования моды, но и пластично подстраиваться под каждого отдельного заказчика.
Но ювелирный рынок пока продолжает работать по старинке.
Заказчик, если у него возникла идея заказного украшения, идет сегодня к кому? К ремесленнику-ювелиру. Который, как показывает опыт, часто эскиз от руки набросать не в состоянии. Ювелир поэтому приветствует заказчика с каталогом в руке и воротит носом, когда заказчик начинает рассказывать об идеях и образах, не показывая конечной картинки. Такие заказчики - для ювелира неудобные клиенты. Ведь они "не знают чего хотят".
В силу этого целые платы спроса теряются для кастом-рынка.
Этого не происходило бы, если бы таких капризных заказчиков перенаправляли к художнику-дизайнеру, знающему, естественно, условия ювелирного ремесла.
Ювелир и дизайнер должны работать в тесной паре. У нас тогда очень быстро появятся яркие отечественные художники и мастера дорогого искусства.
Да, есть риск, что кастомизированное украшение потеряет универсальность и его, может, и не удасться продать по этой же цене.
В том же ежегоднике к примеру вот читаю, что известный дизайнер Дюней упрекает современного потребителей в излишнем прагматизме: они боятся покупать украшения, относительно которых не уверены, смогут ли их продать. Дюнею даже приходится выдавать гарантийные письма, что он выкупит, если потребуется, их обратно по продажной цене.
Смешно и грустно одновременно.
Но, во-первых, самостоятельная художественная ценность украшения зависит от уровня дизайнера, который будет помогать вам творить под себя. А во-вторых, даже некоторая потеря универсальности – только облагораживает золото. Делает его вечным.
Как бы не влияли на нас экономические потрясения, украшение все-таки – это не вклад в банке. Не разменная монета. Это гораздо больше, чем кучка банкнот!
Мы ведь на себе эти штуки носим, непосредственно с ними соприкасаемся.
Если дать волю воображению, то бренд-штамповку носить на себе не только пошло, но и опасно!
Украшение может исцелить, а может и медленно убить, подобно палачу-садисту. Золото требует к себе уважения. Оно мстит, когда ему придают базарные безликие "зализанные" формы.
Эта дорогая вещица, вбирает в себя много психосоциальной энергии и ощутимо влияет на судьбу. Так всякая масса искривляет орбиты близрасположенных тел.
Покажите свои украшения, и я скажу кто вы. Не хочется никого пугать, но если вы рассматриваете свои драгоценности прежде всего как предмет инвестиций, то оно будет постепенно превращать вас в набитый зеленью кошелек. Ваши мысли подобно несчастной белке будут заточены в круг бесконечного «купи-продая». Вы не заметите, как постепенно начнете превратитесь в ходячуюю пошлость, в нафаршированную банальность.
Зато даже латунное колечко с уникальным, разработанным под индивидуальные архетипы и ритмы узором, может убрать морщины и прогнать из глаз тоску.
Драгоценность может резонировать с личностью: усиливать ее психоритмы, или же наоборот, входя в дифференцию, приглушить их, усреднять, стушевывать эти волны жизни.
Вас утешают мысли о зависти подруг или коллег по поводу дорогого брендового подарка на вашей ручке? А ведь, похоже, это кайф наркомана, сжигающего эфирные нейроны-сети своего вкуса.
Не превращайте же себя в выставку своих денег. Будьте как дети, как цветы: украшайте себя легко и непринужденно, сторонясь вульгарных значений и символов, а особенно - плебейских мыслей.
И красота не покинет вас даже с годами.
В конце концов, главные свои украшения не показывают никому. А ювелиров, делавших их - убивают.
Уважаемые потребители тяжелого золота!
Живая ювелирка становится доступной среднему классу. Давайте подрастать к возможностям технологий! Давайте вместе развивать и выводить в люди рынок ювелирного дизайна на заказ.
И интернет, комьюнити, подобные уникальному для рунета art_jewelry, пускай нам будут в этом подспорьем.